Маркировка подшипников
Для того чтобы лучше понять, как расшифровывается основное обозначение отечественных подшипников (по ГОСТу), разделим его на семь частей с присвоением каждой части буквы латинского алфавита (J, F, Е, D, С, В и А). При этом справа и слева от основного обозначения (через черточку) могут присутствовать дополнительные, которые предоставляют сведения о подшипнике, его классе точности и величине (группе) радиального зазора и пр. Обозначим их соответственно A1, B1, C1, D1 — части левого дополнительного обозначения и Ар, Bp, Ср и Dp — части правого дополнительного обозначения.
В результате полное обозначение отечественного подшипника может выглядеть следующим образом:
A1, B1, C1, D1 — J, F, Е, D, С, В, А — Ар, Bp, Ср, Dp, где:
С, В и А — это части, обозначающие внутренний посадочный диаметр подшипников,
D — является обозначением конструкции подшипника.
Конструкция определяется направлением воспринимаемой нагрузки и формой тел качения:
o 0 — шариковый радиальный;
o 1 — шариковый радиальный сферический;
o 2 — роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами;
o 3 — роликовый радиальный со сферическими роликами;
o 4 — роликовый радиальный с длинными цилиндрическими или игольчатыми роликами;
o 5 — роликовый радиальный с витыми роликами ;
o 6 — шариковый радиально-упорный;
o 7 — роликовый конический;
o 8 — шариковый упорный, шариковый упорно-радиальный;
o 9 — роликовый упорный, роликовый упорно-радиальный.
F и Е — обозначение конструктивной разновидности. Значение разновидности подшипников находится в границах 00-99.
000 — шариковый, радиальный однорядный, комплектный, с сепаратором основной тип, например 29, 203;
007 — роликовый, радиально-упорный, однорядный , конический, например 7506;
008 — шариковый, упорный, одинарный, например 8306;
027 — роликовый, радиально-упорный, однорядный » конический, с большим углом конуса, например 27306,
036 — шариковый, радиально-упорный, однорядный, с углом контакта 12°, например 36203;
039 — упорно-радиальный, со сферическими роликами , например 9039412;
042 — радиальный, с короткими цилиндрическими роликами, например 42203;
046 — шариковый, радиально-упорный, однорядный, с углом контакта 26°, например 46203;
050 — шариковый, радиальный, однорядный, со стопорной проточкой на наружном кольце, например 50203;
053 — радиальный, сферический, двухрядный, с симметричными роликами, например 53509;
060 —* радиальный, шариковый, однорядный, с одной металлической защитной шайбой, например 60203;
066 — шариковый, радиально-упорный, однорядный, с углом контакта 36°, например 66124;
080 — шариковый, радиальный, однорядный, с двумя металлическими защитными шайбами, например 80203;
160 — шариковый, радиальный, однорядный с односторонним уплотнением, например 160203;
180— шариковый, радиальный, однорядный, с двухсторонним уплотнением, например 180203;
904 — роликовый, радиальный, однорядный, с игольчатыми роликами без внутреннего кольца, с закрытым торцом, например 904700У.
Основные конструктивные разновидности подшипников определены по ГОСТ 3395-75 и включают 81 разновидность.
J — обозначение серии ширин подшипников. Значение серии ширин подшипников находится в границах от 0 до 9. Дополнительные обозначения располагаются как слева, так и справа от основного и могут содержать буквенные и цифровые коды. Подшипники отечественного производства имеют дополнительные обозначения, которые характеризуют качество исполнения, условия работы, заложенную на заводе изготовителе смазку и др.
Левое, дополнительное обозначение, условно состоящее из частей A1, B1, C1 и D1, имеет следующую расшифровку:
А1 — обозначение категории. В зависимости от наличия дополнительных технических требований определены три категории подшипников: А, Б и С (ГОСТ 520-89). К категории «А» относятся подшипники классов точности 5, 4, 2 и Т, к категории «В» относятся подшипники классов точности 0, X, 6 и 5 (с учетом дополнительных требований), а к категории «С» относятся подшипники классов точности 8, 7, 0, 6;
B1 — обозначение момента трения подшипника. Норма момента трения условно обозначается номером соответствующего ряда, который проставляется перед обозначением радиального зазора (см. ниже). При этом в обозначении для радиально-упорных и радиальных однорядных подшипников с радиальным зазором по нормальной группе на месте обозначения радиального зазора проставляется буква «М»;
С1 - обозначение радиального зазора подшипника.
Стандарт ISO предусматривает сортировку подшипников по зазорам между его составляющими частями. Зазор характеризуется как величина свободного перемещения колец подшипника друг относительно друга в ненагруженном состоянии. Перемещение колец в осевом направлении называется осевым зазором, а в радиальном направлении, соответственно, радиальным зазором.
o С1 — зазор подшипника меньше чем С2.
o С2 —зазор подшипника меньше нормального.
o CN — нормальный зазор.
o СЗ — зазор подшипника больше нормального.
o С4 — зазор в подшипнике больше чем СЗ.
Если в обозначении подшипника не указаны символы, характеризующие зазор, считается, что зазор подшипника нормальный (CN). Некоторый зазор в подшипниках — это вовсе не брак производства, а условие их нормальной работы в узлах и механизмах.
Дело в том, что посадка колец подшипников со значительным натягом либо температурные воздействия на корпусные детали способны. Несколько деформировать кольца подшипников, что без определенного зазора между составляющими элементами приведет к их неминуемому заклиниванию. Тела качения самих подшипников при нагреве также увеличивают свой размер. По этим причинам обратите внимание на обозначение зазора в заменяемом подшипнике, зазор у нового подшипника должен быть как минимум больше.
D1 — эта обозначения характеризует класс точности подшипника.
Краткая справка! Установлены следующие классы точности подшипников:
· 0, 6, 5, 4,2, Т — для шариковых и роликовых, радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников;
· 0,6,5, 4,2 — для упорных и упорно-радиальных подшипников;
· 0, X, 6,5,4,2 — для роликовых конических подшипников.
Классы точности соответствуют следующим значениям маркировки:
· 0 —нормальный, который не обозначается;
· 6 — повышенный;
· 5 — высокий;
· 4 — прецизионный;
· 2 — сверхпрецизионный.
По стандарту ISO подшипники имеют следующие обозначения класса точности:
· Без обозначения — стандартный класс.
· Р6 (выше, чем стандартный класс).
· Р5 (выше, чем Р6).
· Р4 (выше, чем Р5).
· Р2 (выше, чем Р4).
Правая часть дополнительных обозначений характеризуется также четырьмя группами обозначений: Ар, Bp, Ср и Dp, их расшифровка имеет следующие значения:
Ар — характеризует обозначение материала составляющих частей подшипника. Материал деталей подшипника указывается буквой (а следующая его версия снабжается соответствующим числовым индексом):
1. Б (Б1, Б2, БЗ и т. д.) — массивный сепаратор из безоловянистой бронзы;
2. Г (Г1, Г2, ГЗ и т. д.) — массивный сепаратор из черных металлов;
3. Д (Д1, Д2, ДЗ и т. д.) — сепаратор из алюминиевого сплава;
4. Е (El, Е2, ЕЗ и т. д.) — сепаратор из пластичных материалов;
5. Л (JliIl, Л2, ЛЗ и т. д.) — латунный сепаратор;
6. Р (PI, Р2, РЗ и т. д.) — сепаратор из теплоустойчивых сталей;
7. X (XI, Х2, ХЗ и т. д.) — детали подшипников из цементированных сталей;
8. Э (Э1, Э2, ЭЗ и т. д.) — детали подшипников из стали марки ШХ с присадками;
9. Ю (Ю1, Ю2, ЮЗ и т. д.) — детали подшипников из нержавеющей стали
10. Я (Я1, Я2, ЯЗ и т. д.)— подшипники из редко применяемых материалов (стекло, керамика и т. д.);
11. W (Wl , W2, W3 и т. д.) — детали подшипников из вакуумируемой стали;
12. Н (HI, Н2, НЗ и т. д.) — кольца и, может быть, тела качения из модифицированной теплостойкой стали (кроме роликовых радиальных сферических двухрядных подшипников);
13. 3 (31, 32, 33 и т. д.)— детали подшипника из стали ШХ со специальными легирующими добавками (кальции, кобальт и др.).
Bp и Ср — эти две части дополнительного обозначения отражают конструктивные отличия и специальные технические требования к подшипникам. К этим отличиям относятся:
1. А — подшипники повышенной грузоподъемности;
2. К (Kl, К2, КЗ и т. д.) — конструктивные изменения деталей подшипников;
3. У (У1, У2, УЗ и т. д.) — дополнительные технические требования к чистоте обработки деталей, радиальному зазору, осевой игре, покрытиям и т. д.;
4. М — модифицированный контакт тел качения;
5. Ш (Ш1, Ш2, ШЗ и т. д.) — нормы шумности подшипников;
6. Т. (Tl , Т2, ТЗ и т. д.) — температура отпуска деталей;
7. Н — канавка и смазочные отверстия в наружном кольце для роликовых, радиальных сферических двухрядных подшипников.
Dp — обозначение смазки, заложенной на заводе изготовителе. В отличие от стандарта ISO, в российском ГОСТе, подобные обозначения характеризуют вовсе не Размер зазора, а марку смазки, закладываемую в подшипники закрытого типа на заводе-изготовителе (маркировка наносится в конце обозначения). Соответствие марки закладываемой смазки ее кодовому обозначению на подшипнике следующее:
Дополнительные знаки |
Марка смазки |
Рабочая температура, t C |
Пример области применения |
Нет |
ЦИАТИМ-201 |
-60 +90 |
Узлы трения самолетов и вертолетов; не рекомендуется при высоких удельных нагрузках |
С1 |
ОКБ-122-7 |
-60 +120 |
Авиационные электормашины, прецезионные подшипники приборов |
С2 |
ЦИАТИМ-221 |
-60 +150 |
Летательные аппараты, электромашины |
С3 |
ВНИИНП-210 |
-60 +250 |
Тяжело нагруженные тихоходные подшипники |
С4 |
ЦИАТИМ-221С |
-50 +180 |
Авиационные электромашины |
С5 |
ЦИАТИМ-201 |
-40 +110 |
Приборные, скоростные подшипники |
С6 |
ПФМС-4С |
-30 +300 |
Винтовые шариковые передачи и тихоходные подшипники |
С7 |
ВНИИНП-271 |
-60 +130 |
Приборы, подшипники качения с малым моментом трения |
С8 |
ВНИИНП-235 |
-60 +250 |
Подшипники, работающие с колебательными движениями |
С9 |
ЛЗ-31 |
-40 +130 |
Выжимные подшипники сцепления |
С10 |
№158 |
-40 +120 |
Игольчатые подшипники карданных передач автомобилей |
С11 |
СИОЛ |
-30 +139 |
Скоростные подшипники электроверетен |
С12 |
ВНИИНП-260 |
-50 +180 |
Приборы, скоростные шарикоподшипники |
С13 |
ВНИИНП-281 |
-60 +120 |
Агрегатные подшипники самолетов |
С14 |
ФИОЛ-2У |
-30 +100 |
Игольчатые подшипники автомобилей |
С15 |
ВНИИНП-207 |
-60 +180 |
Авиационные электромашины |
С16 |
ВНИИНП-246 |
-60 +250 |
Слабо нагруженные скоростные подшипники электромашин в вакууме |
С17 |
ЛИТОЛ-24 |
-40 +120 |
Подшипники многоцелевого назначения |
С18 |
ВНИИНП-233 |
-40 +250 |
Подшипники качательного движения |
С19 |
ВНИИНП-286 |
-60 +120 |
Гироскопы |
С20 |
ВНИИНП-274 |
-80 +130 |
Летательные аппараты, миниатюрные приборные подшипники |
С21 |
ЭРА |
-60 +120 |
Системы управления |
С22 |
СВЭМ |
-40 +120 |
Судовые электромашины |
С23 |
ШРУС-4 |
-60 +250 |
Подшипники сцеплений автомобилей и тракторов |
С25 |
ИНДА |
менее 300 |
Тихоходные конвейеры, грузовые тележки и др. |
С26 |
ЛДС-3 |
-50 +130 |
Электродвигатели общего назначения |
С27 |
ФАНОЛ |
-40 +100 |
Ступицы колес, рабочие механизмы сельхозмашин |
Применяемость автобусы (скачать *.xls)
Применяемость легковые автомобили (скачать *.xls)
Применяемость грузовые малотоннажные (скачать *.xls)
Применяемость тракторы (скачать *.xls)