Menu
Cart

   Маркировка подшипников

      Для того чтобы лучше понять, как расшифровывается основное обозначение отечественных подшипников (по ГОСТу), разделим его на семь частей с присвоением каждой части буквы латинского алфавита (J, F, Е, D, С, В и А). При этом справа и слева от основного обозначения (через черточку) могут присутствовать дополнительные, которые предоставляют сведения о подшипнике, его классе точности и величине (группе) радиального зазора и пр. Обозначим их соответственно A1, B1, C1, D1 — части левого дополнительного обозначения и Ар, Bp, Ср и Dp — части правого дополнительного обозначения.

      В результате полное обозначение отечественного подшипника может выглядеть следующим образом:

    A1, B1, C1, D1 — J, F, Е, D, С, В, А — Ар, Bp, Ср, Dp, где:

     С, В и А это части, обозначающие внутренний посадочный диаметр подшипников,

     D — является обозначением конструкции подшипника.

                     Конструкция определяется направлением воспринимаемой нагрузки и формой тел качения:

    o    0 — шариковый радиальный;
    o    1 — шариковый радиальный сферический;
    o    2 — роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами;
    o    3 — роликовый радиальный со сферическими роликами;
    o    4 — роликовый радиальный с длинными цилиндрическими или игольчатыми роликами;
    o    5 — роликовый радиальный с витыми роликами ;
    o    6 — шариковый радиально-упорный;
    o    7 — роликовый конический;
    o    8 — шариковый упорный, шариковый упорно-радиальный;
    o    9 — роликовый упорный, роликовый упорно-радиальный.

 

              F и Е — обозначение конструктивной разновидности. Значение разновидности подшипников находится в границах 00-99. 

  000 — шариковый, радиальный однорядный, комплектный, с сепаратором основной тип, например 29, 203;
  007 — роликовый, радиально-упорный, однорядный , конический, например 7506;
  008 — шариковый, упорный, одинарный, например 8306;
  027 — роликовый, радиально-упорный, однорядный » конический, с большим углом конуса, например 27306,
  036 — шариковый, радиально-упорный, однорядный, с углом контакта 12°, например 36203;
  039 — упорно-радиальный, со сферическими роликами , например 9039412;
  042 — радиальный, с короткими цилиндрическими роликами, например 42203;
  046 — шариковый, радиально-упорный, однорядный, с углом контакта 26°, например 46203;
  050 — шариковый, радиальный, однорядный, со стопорной проточкой на наружном кольце, например 50203;
  053 — радиальный, сферический, двухрядный, с симметричными роликами, например 53509;
  060 —* радиальный, шариковый, однорядный, с одной металлической защитной шайбой, например 60203;
  066 — шариковый, радиально-упорный, однорядный, с углом контакта 36°, например 66124;
  080 — шариковый, радиальный, однорядный, с двумя металлическими защитными шайбами, например 80203;
  160 — шариковый, радиальный, однорядный с односторонним уплотнением, например 160203;
  180— шариковый, радиальный, однорядный, с двухсторонним уплотнением, например 180203;
  904 — роликовый, радиальный, однорядный, с игольчатыми роликами без внутреннего кольца, с закрытым торцом, например 904700У.

Основные конструктивные разновидности подшипников определены по ГОСТ 3395-75 и включают 81 разновидность.

       J — обозначение серии ширин подшипников. Значение серии ширин подшипников находится в границах от 0 до 9. Дополнительные обозначения располагаются как слева, так и справа от основного и могут содержать буквенные и цифровые коды. Подшипники отечественного производства имеют дополнительные обозначения, которые характеризуют качество исполнения, условия работы, заложенную на заводе изготовителе смазку и др.

                Левое, дополнительное обозначение, условно состоящее из частей A1, B1, C1 и D1, имеет следующую расшифровку:

        А1 — обозначение категории. В зависимости от наличия дополнительных технических требований определены три категории подшипников: А, Б и С (ГОСТ 520-89). К категории «А» относятся подшипники классов точности 5, 4, 2 и Т, к категории «В» относятся подшипники классов точности 0, X, 6 и 5 (с учетом дополнительных требований), а к категории «С» относятся подшипники классов точности 8, 7, 0, 6;

     B1 — обозначение момента трения подшипника. Норма момента трения условно обозначается номером соответствующего ряда, который проставляется перед обозначением радиального зазора (см. ниже). При этом в обозначении для радиально-упорных и радиальных однорядных подшипников с радиальным зазором по нормальной группе на месте обозначения радиального зазора проставляется буква «М»;

          С1 - обозначение радиального зазора подшипника.

Стандарт ISO предусматривает сортировку подшипников по зазорам между его составляющими частями. Зазор характеризуется как величина свободного перемещения колец подшипника друг относительно друга в ненагруженном состоянии. Перемещение колец в осевом направлении называется осевым зазором, а в радиальном направлении, соответственно, радиальным зазором.

o    С1 — зазор подшипника меньше чем С2.
o    С2 —зазор подшипника меньше нормального.
o    CN — нормальный зазор.
o    СЗ — зазор подшипника больше нормального.
o    С4 — зазор в подшипнике больше чем СЗ.

Если в обозначении подшипника не указаны символы, характеризующие зазор, считается, что зазор подшипника нормальный (CN). Некоторый зазор в подшипниках — это вовсе не брак производства, а условие их нормальной работы в узлах и механизмах.

Дело в том, что посадка колец подшипников со значительным натягом либо температурные воздействия на корпусные детали способны. Несколько деформировать кольца подшипников, что без определенного зазора между составляющими элементами приведет к их неминуемому заклиниванию. Тела качения самих подшипников при нагреве также увеличивают свой размер. По этим причинам обратите внимание на обозначение зазора в заменяемом подшипнике, зазор у нового подшипника должен быть как минимум больше.

          D1 — эта обозначения характеризует класс точности подшипника.

Краткая справка! Установлены следующие классы точности подшипников:
·         0, 6, 5, 4,2, Т — для шариковых и роликовых, радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников;
·         0,6,5, 4,2 — для упорных и упорно-радиальных подшипников;
·         0, X, 6,5,4,2 — для роликовых конических подшипников.
 
Классы точности соответствуют следующим значениям маркировки:
·         0 —нормальный, который не обозначается;
·         6 — повышенный;
·         5 — высокий;
·         4 — прецизионный;
·         2 — сверхпрецизионный.
 
По стандарту ISO подшипники имеют следующие обозначения класса точности:
·         Без обозначения — стандартный класс.
·         Р6 (выше, чем стандартный класс).
·         Р5 (выше, чем Р6).
·         Р4 (выше, чем Р5).
·         Р2 (выше, чем Р4).

     Правая часть дополнительных обозначений характеризуется также четырьмя группами обозначений: Ар, Bp, Ср и Dp, их расшифровка имеет следующие значения:

Ар — характеризует обозначение материала составляющих частей подшипника. Материал деталей подшипника указывается буквой (а следующая его версия снабжается соответствующим числовым индексом):

1.        Б (Б1, Б2, БЗ и т. д.) — массивный сепаратор из безоловянистой бронзы;
2.        Г (Г1, Г2, ГЗ и т. д.) — массивный сепаратор из черных металлов;
3.        Д (Д1, Д2, ДЗ и т. д.) — сепаратор из алюминиевого сплава;
4.        Е (El, Е2, ЕЗ и т. д.) — сепаратор из пластичных материалов;
5.        Л (JliIl, Л2, ЛЗ и т. д.) — латунный сепаратор;
6.        Р (PI, Р2, РЗ и т. д.) — сепаратор из теплоустойчивых сталей;
7.        X (XI, Х2, ХЗ и т. д.) — детали подшипников из цементированных сталей;
8.        Э (Э1, Э2, ЭЗ и т. д.) — детали подшипников из стали марки ШХ с присадками;
9.        Ю (Ю1, Ю2, ЮЗ и т. д.) — детали подшипников из нержавеющей стали
10.        Я (Я1, Я2, ЯЗ и т. д.)— подшипники из редко применяемых материалов (стекло, керамика и т. д.);
11.        W (Wl , W2, W3 и т. д.) — детали подшипников из вакуумируемой стали;
12.        Н (HI, Н2, НЗ и т. д.) — кольца и, может быть, тела качения из модифицированной теплостойкой стали (кроме роликовых радиальных сферических двухрядных подшипников);
13.        3 (31, 32, 33 и т. д.)— детали подшипника из стали ШХ со специальными легирующими добавками (кальции, кобальт и др.).

     Bp и Ср — эти две части дополнительного обозначения отражают конструктивные отличия и специальные технические требования к подшипникам. К этим отличиям относятся:

1.        А — подшипники повышенной грузоподъемности;
2.        К (Kl, К2, КЗ и т. д.) — конструктивные изменения деталей подшипников;
3.        У (У1, У2, УЗ и т. д.) — дополнительные технические требования к чистоте обработки деталей, радиальному зазору, осевой игре, покрытиям и т. д.;
4.        М — модифицированный контакт тел качения;
5.        Ш (Ш1, Ш2, ШЗ и т. д.) — нормы шумности подшипников;
6.        Т. (Tl , Т2, ТЗ и т. д.) — температура отпуска деталей;
7.        Н — канавка и смазочные отверстия в наружном кольце для роликовых, радиальных сферических двухрядных подшипников.

     Dp — обозначение смазки, заложенной на заводе изготовителе. В отличие от стандарта ISO, в российском ГОСТе, подобные обозначения характеризуют вовсе не Размер зазора, а марку смазки, закладываемую в подшипники закрытого типа на заводе-изготовителе (маркировка наносится в конце обозначения). Соответствие марки закладываемой смазки ее кодовому обозначению на подшипнике следующее:

Дополнительные знаки

Марка смазки

Рабочая температура, t C

Пример области применения

Нет

ЦИАТИМ-201

-60 +90

Узлы трения самолетов и вертолетов; не рекомендуется при высоких удельных нагрузках

С1

ОКБ-122-7

-60 +120

Авиационные электормашины, прецезионные подшипники приборов

С2

ЦИАТИМ-221

-60 +150

Летательные аппараты, электромашины

С3

ВНИИНП-210

-60 +250

Тяжело нагруженные тихоходные подшипники

С4

ЦИАТИМ-221С

-50 +180

Авиационные электромашины

С5

ЦИАТИМ-201

-40 +110

Приборные, скоростные подшипники

С6

ПФМС-4С

-30 +300

Винтовые шариковые передачи и тихоходные подшипники

С7

ВНИИНП-271

-60 +130

Приборы, подшипники качения с малым моментом трения

С8

ВНИИНП-235

-60 +250

Подшипники, работающие с колебательными движениями

С9

ЛЗ-31

-40 +130

Выжимные подшипники сцепления

С10

№158

-40 +120

Игольчатые подшипники карданных передач автомобилей

С11

СИОЛ

-30 +139

Скоростные подшипники электроверетен

С12

ВНИИНП-260

-50 +180

Приборы, скоростные шарикоподшипники

С13

ВНИИНП-281

-60 +120

Агрегатные подшипники самолетов

С14

ФИОЛ-2У

-30 +100

Игольчатые подшипники автомобилей

С15

ВНИИНП-207

-60 +180

Авиационные электромашины

С16

ВНИИНП-246

-60 +250

Слабо нагруженные скоростные подшипники электромашин в вакууме

С17

ЛИТОЛ-24

-40 +120

Подшипники многоцелевого назначения

С18

ВНИИНП-233

-40 +250

Подшипники качательного движения

С19

ВНИИНП-286

-60 +120

Гироскопы

С20

ВНИИНП-274

-80 +130

Летательные аппараты, миниатюрные приборные подшипники

С21

ЭРА

-60 +120

Системы управления

С22

СВЭМ

-40 +120

Судовые электромашины

С23

ШРУС-4

-60 +250

Подшипники сцеплений автомобилей и тракторов

С25

ИНДА

менее 300

Тихоходные конвейеры, грузовые тележки и др.

С26

ЛДС-3

-50 +130

Электродвигатели общего назначения

С27

ФАНОЛ

-40 +100

Ступицы колес, рабочие механизмы сельхозмашин

 

Применяемость автобусы (скачать *.xls)

Применяемость легковые автомобили (скачать *.xls)

Применяемость грузовые малотоннажные (скачать *.xls)

Применяемость тракторы (скачать *.xls)

 

 

Color I Color II Color III

Система Orphus

Яндекс.Метрика